НУМИЗМАТИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

СООТВЕТСТВИЕ ГОДОВ МУСУЛЬМАНСКОЙ И ХРИСТИАНСКОЙ ЭРЫ
В начало
Библиография
Публикации он-лайн

Ищу публикации

Ссылки
О проекте


Международная
Нумизматическая
конференция
Волгоград-2006

Всероссийская
нумизматическая
конференция
2005 г.

Восточное Нумизматическое Общество

Шива на монетах Великих Кушан
Е.В.Зеймаль
Тезисы докладов научной сессии,
посвященной итогам работы Государственного Эрмитажа за 1962 год.
Л, 1963. С.40-41
[40]
     1. Шива занимает одно из центральных мест в индуистской части кушанского монетного пантеона. Его антропоморфный облик складывался под сильным воздействием римско-эллинистического Запада, но главная смысловая нагрузка кушанских изображений Шивы остается местной, традиционной и выражена атрибутами, связанными с культом Шивы с древнейших времен.

     2. Набор атрибутов Шивы на монетах Вимы Кадфиза (вторая половина I в.н.э.) и Васудевы (167-201 гг.) резко отличается от атрибутов Шивы при царях Канишке (103-126 гг.) и Хувишке (131-163 гг.). Анализ иконографических отличий позволяет говорить о почитании двух различных воплощений Шивы в разные периоды существования династии Великих Кушан. Несмотря на значительный хронологический разрыв между правлениями Вимы Кадфиза и Васудевы важнейшие атрибуты Шивы на их монетах остаются неизменными.

     3. Вима Кадфиз и Васудева помещали на своих монетах изображения только одного божества - Шивы, тогда как в чекане Канишки и Хувишки он занимает весьма скромное место среди тридцати других божеств пантеона Великих Кушан. Особенности монетной иконографии, вероятнее всего, отражают в данном случае различия в культовой политике разных представителей кушанской династии.

     4. Хотя в письменных источниках не сохранилось сколько-нибудь полных сведений ни о государстве Великих Кушан, ни о характере раннего шиваизма, нумизматические данные позволяют предположить, что культ Шивы при Виме Кадфизе и спустя 60 лет при Васудеве был одним из самых ранних проявлений "боевого шиванизма". Позднее религиозно-социальные движения такого рода обычно отличались крайними формами нетерпимости по отношению к другим религиям и откровенной антикастовой направленностью.

     Кушаны-кочевники иранского происхождения появились в Северной Инди как завоеватели могли принять именно этот толк шиваизма, чтобы облегчить себе борьбу с традиционной кастовой системой. Другой рели-

[41]
гиозной формой, облегчившей утверждение кушанской правящей верхушки в индийской среде, был принятый Канишкой (и, возможно, его преемником Хувишкой) буддизм, антикастовая направленность которого имела более мирный характер.


© 2000-2006. All rights reserved info@charm.ru