И. В. Евстратов (Волгоград)

Об одной группе джучидских пулов с легендой

Тезисы доклада, прочитанного на XII Всероссийской нумизматической конференции (апрель 2004, Москва).

Ввиду большого числа участников Оргкомитет при подготовке сборника трудов конференции вынужден был сокращать тезисы в части как иллюстративного материала, так и текстового. Данная он-лайн версия тезисов приводится без сокращений[1].

 

Среди огромной массы джучидских пулов есть монеты, которые по ряду признаков (отсутствие указания места и даты чеканки, моноэпиграфность и сходство легенд) можно объединить в одну группу. Отдельные экземпляры публиковались, но не всегда с верной атрибуцией и обоснованными суждениями относительно места и времени их выпуска.

Изучение 403 экземпляров монет такого рода позволило выделить 6 типов (рис. 1–6). Подавляющее большинство составляют пулы типов 1 (132 экз.), 2 (60), 4 (55) и 5 (143).

Легенды воспроизведены на тюркском языке арабским письмом. Надписи монет типов 1 и 4 выполнены одним почерком и внутри каждого типа не меняются от штемпеля к штемпелю даже в деталях.

Л.с.    он алти си бир данги «шестнадцать этих [монет] — один данги»;

О.с.   кутлуг болсун янги пул «да будет благословен новый пул».

Те же надписи — на монетах типов 3 и 6, но выполнены они в иной манере. Наибольшая вариабельность легенд проявляется в типе 5, где практически каждая вторая пара штемпелей дает новый вариант надписи. При этом набор и порядок слов почти не меняется, за исключением спорадического выпадения форманта си «этих» и замены термина данги на акче. (Появление термина акче в данном контексте дает почву для интересных выводов, изложение которых выходит за рамки темы доклада).

Легенда реверса пулов типа 2 радикально отличается от надписей на монетах других типов и полностью еще не прочитана. Есть некоторая уверенность лишь в чтении её начала — бана болсун фи …, что может быть переведено приблизительно как «да будет основание в …». Публикаторы этой монеты видели во второй строке реверса название монетного двора Укек, которого на самом деле там нет.

Для выяснения времени чеканки недатированных монет и места выпуска монет, на которых оно не обозначено, важнейшее значение имеет топография находок. На золотоордынских поселениях Нижней Волги исследуемые пулы отсутствуют либо найдены в единичных экземплярах, за исключением Самосдельского в дельте Волги, откуда происходит около 20 экз. пулов типа 4. Подавляющее же большинство пулов всех типов найдено на поселении около с. Советское в Саратовской области. Уникальность этого поселения в том, что оно, располагаясь на двух разноуровневых площадках, дает с каждой из них датированный монетный материал различных периодов. На нижней площадке подавляющее большинство находок приходится на дирхемы Сарая и Укека XIII – нач. XIV в.; дирхемы и пулы, чеканенные после 710/1310–11 г., представлены здесь единичными экземплярами. На верхней же площадке в большом количестве найдены монеты времен Узбека, Джанибека и последующих ханов вплоть до 764/1362–63 г.; ранние дирхемы Сарая и Укека здесь составляют ничтожную долю от общего числа монетных находок.

Такое распределение датированных монет по территории поселения имеет важнейшее значение для выяснения времени чеканки обозреваемых пулов. На нижней площадке пулы типов 1, 2, 4 и 5 найдены сотнями экземпляров, тогда как на верхней их в десятки раз меньше. Указанные обстоятельства позволяют сделать обоснованный вывод о том, что чеканились они не позднее 710 г.х. на монетных дворах Сарая и/или Укека, т.к. на Нижней Волге в это время других центров чеканки не было.

Таковы общие хронологические и территориальные рамки чеканки монет исследуемой группы. Сделать более конкретные привязки помогла уникальная серебряная монета, одна сторона которой отчеканена штемпелем аверса дирхема основного номинала Укека 706/1306–07 г., а другая – штемпелем реверса пула типа 2. Полагая, что такое случайное сопряжение штемпелей могло произойти не иначе как на одном монетном дворе при одновременном выпуске пулов и дирхемов, можно заключить, что пулы типа 2 чеканились в Укеке в 706 г.х. или близко к этой дате. Более того, почти нет сомнений в том, что сам Укек находился на месте поселения у с. Советское. Помимо статистики монетных находок и результатов анализа других, не нумизматических источников, на это указывают и факты находок на поселении медных и серебряных монетных заготовок.

Учитывая вес пулов, эволюцию стиля надписей на них, топографию находок и опираясь на сведения о чеканке серебра в Сарае и Укеке в конце XIII – начале XIV века, можно предположить следующий порядок эмиссии ранней Нижневолжской меди. Началась чеканка в Сарае с пулов типа 4, скорее всего, после 696/1296–97 г., когда значительно уменьшилась или совсем прекратилась чеканка фракций дирхемов. Позднее здесь же началась чеканка пулов типа 1, которая продолжилась уже в Укеке после перемещения туда монетного двора в 699/1299–1300 г. Факт такого перемещения, на наш взгляд, четко отразили дирхемы Сарая и Укека. Монеты типа 3, видимо, следует считать попыткой перехода к выпуску в Укеке пулов своего, оригинального типа. Пулы типа 5 выпускались в Укеке до 706 г.х., когда здесь стали чеканить пулы типа 2. Завершают хронологический ряд монеты типа 6, видимо, чеканенные снова в Сарае после возвращения туда монетного двора в 710 г.х. или немного ранее.

Главный вывод исследования заключается в том, что рассмотренные пулы с легендой он алти си бир данги / акче являются первыми медными монетами, чеканенными в Нижневолжских городах Сарае и Укеке в конце XIII – первом десятилетии XIV века.

Рис.1

Рис.2

Рис.3

*

Рис.4

Рис.5

Рис.6

 



[1] Научный редактор В.Н.Настич, он-лайн публикация  - В.А.Беляев